понедельник, 2 января 2017 г.

Разделы лингвистики

Разделы лингвистики.  
Языковые явления. Обзор

Разделы науки
о языке
Основные понятия, которые они изучают
Фонетика
 звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
Орфография
орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы
Лексика и фразеология
однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы
Словообразование
состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов
Морфология
имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи
Синтаксис
словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная)
Пунктуация
знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки
Стилистика
стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля;
типы речи: повествование, описание, рассуждение
Культура речи
нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая

Синтаксис

Словосочетание
Предложение
Текст
это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи.
выражает законченную мысль

это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью
Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. 
имеет цель высказывания
грамматически организовано,

объединенных разными типами лексической, грамматической,  стилистической связи,

имеет грамматическую основу
оформлено интонационно.
имеющее определенную целенаправленность и установку.
Текст- это языковое выражение замысла его создателя.            Д.С.Лихачев
Текст- это проявление законов реальности.                              М.Л.Мышкина
Текст представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д..                                                                                                В.П. Белянин

Классификация предложений по цели высказывания

·         повествовательные - выражают сообщение,
·         вопросительные - выражают вопрос,
·         побудительные - выражают побуждение.
·         Классификация по цели высказывания делит предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
·         Классификация по грамматической основе делит предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные, имеющие их более одной.
·         Классификация предложений по главным членам – это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные, неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
·         Классификация по типу синтаксической связи – это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.
·         Каждый вид сложных предложений делится далее на разновидности по значению.
Пунктуация

Знаки препинания и правила их постановки
Функции

точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки
-завершают предложение (знаки завершения)
- разделяют части предложения друг от друга (разделительные)
две запятые, два тире, скобки, кавычки
- выделяют части внутри предложения  (выделительные)


Что такое лексические и грамматические явления?

лексические
грамматические
Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс, окончание.
Лексика активного и пассивного запаса:
общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:
 а)самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
б) служебные: предлог, союз, частица;
в) междометия (ой, ах и т.д.).
Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; восклицательные и невосклицательные предложения; простые предложения; двусоставные и односоставные предложения;  типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные); неполные предложения; распространённые и нераспространённые предложения; обращения; однородные члены; обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения); уточняющие и поясняющие члены; вставные конструкции; прямая и косвенная речь; диалог; сложносочинённые предложения; сложноподчинённые предложения; бессоюзные предложения.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.
Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания, вопрос
или  обращение; параллелизм; анафора; эпифора; инверсия; умолчание; многосоюзие; бессоюзие; градация.

 Изобразительные средства делают речь яркой, образной, выразительной.

Понятия
 Функции
антонимы
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают высказать мысль с большей точностью,  делают речь яркой и убедительной.

синонимы
помогают избежать однообразия изложения,  разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,  помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить.

устаревшие слова
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
делают речь яркой и убедительной,  служат для передачи торжественности момента,
служат для воссоздания исторической обстановки, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет.

Диалектные слова
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.                                  

Слова с прямым значением
служат для обозначения предметов, признаков, действий.                                

Слова с переносным значением
выступают как одно из средств выразительности речи.

Стилистически нейтральная лексика
используется писателями как языковая основа произведения,
употребляется в любых условиях общения,   служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

Книжные слова
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей.

Эпитеты
усиливают выразительность, образность языка произведения;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;  оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.

Фразеологизмы
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны жизни человека.

Лексический повтор
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
средство передачи монотонности и однообразия действий,
повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, средство выражения многократности или длительности действия.

Контексту-альные синонимы и антонимы
  приобретают схожие или противоположные значения в контексте. На сотни верст, на сотни миль,
На сотни километров
Лежала соль, шумел ковыль,
Чернели рощи кедров. (А. А. Ахматова).( Синонимы)
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой (А. С. Пушкин). (Антонимы)


Группы слов по происхождению и  употреблению

Лексика диалектная
слова, которые употребляются жителями какой-либо местности
кочет — петух,
векша — белка
лексика просторечная
слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами
голодранец-
забулдыга,

затрещина-
трепач
лексика профессио-нальная
слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка
камбуз — в речи моряков,
утка — в речи журналистов, 
окно — в речи преподавателей
лексика жаргонная  (жаргонизмы)
слова, свойственные жаргонам —
молодежному,
компьютерному,
солдатскому,
жаргону преступников
мозги — память компьютера, 
клава — клавиатура
дембель, черпак, духи
 братва, малина
лексика устаревшая
историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений;
архаизмы— устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования
боярин, опричнина, конка,
вече, опричник


чело — лоб, 
ветрило — парус,
пиит – поэт,
ланиты – щеки
лексика новая
неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны
слоган, менеджмент,
имиджмейкер
лексика заимствован-ная
слова, вошедшие в русский язык из других языков
 штурм (немец.)
 футбол (англ.)
                                             
Фразеологизмы

Фразеологизм
— устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной  словарной единицы.
золотые руки,
 медвежья услуга

работать засучив рукава,
броситься очертя голову

  Грамматика

Общее грамматическое значение:
Морфологические признаки:
Синтаксические признаки:
значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи.
род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слова.
свойство слов одной части речи быть определёнными членами предложения, особенности связи слов одной части речи с другими словами.

Части речи

Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

Самостоятельные
примеры
Имя существительное Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное Местоимение
Наречие
Причастие
Деепричастие
Слова категории состояния
стол, человек, весна, беготня, сон, личность
дышать, мечтать, кричать, бежать, петь, ловить
красивый, хороший, умный, деревянный, лисий
сто, первый,  одна вторая, миллион, полтора
я, себе, весь, никто, что-то, каждый, он, не с кем
влево,  наотмашь, впереди, бок о бок, точь-в-точь
покрашенный, улыбающийся, маринованный
улыбаясь,  рассказывая,  покраснев, поспешив
холодно, грустно, морозно, светло, тесно, сыро
Служебные

Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
К служебным словам нельзя поставить вопрос.
Служебные слова не являются членами предложения.
Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
Предлог
Частицы
Союзы
в, над, пред, в течение, впоследствии, наперекор
бы(б), не, ни, пусть,  все-таки, же, неужели, вон
 и, а, но, или, чтобы, потому что,  чтобы, если, когда  
Междометия

Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).
Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

Звукоподражательные слова


эх, ай, ну, ура, кыш, браво, увы, спасибо, алло, тсс
мяу, гав-гав, ку-ку, ква-ква, чик-чирик, га-га-га 
 
Формы слова

К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:
наречия (вниз, всегда);
деепричастия (сделав, читая).

Не изменяются также некоторые:
существительные (метро, радио, жалюзи);
прилагательные (шарф цвета хаки, брюки цвета электрик);
местоимения (сям, там).

Неизменяемые слова не имеют окончаний.
Если слово изменяется, оно имеет несколько форм.
стол-стола-столу, летаю-летаешь-летаем и др.

Формы слова передают определённое грамматическое значение. При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется его грамматическое значение. В предложении изменяемые слова выступают в одной из своих форм.

Девочка смотрела спектакль.
Форма слова девочка передает значение ж.р., ед.ч., И.п.;
форма слова смотрелапрош. вр., ед.ч., ж.р.;
форма слова спектакль–  м.р., ед.ч., В.п..

Формы слова образуются разными способами:

с помощью окончания - думали- думала, книга-книги;
 с помощью окончания и предлога; книга - о книге.
 с помощью суффиксов: думать-думал.
 с помощью вспомогательных слов: думал – буду думать.

Стилистика

Проблемами текста и речи занимается стилистика – раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.


назначение
основные жанры
научный стиль  
-это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.

учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия.        
  официально-деловой стиль
-один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, то есть  законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и т.д. Задача этого стиля – сообщить информацию,  дать инструкцию. Он характеризуется точностью, однозначностью, отсутствуем субъективности, особым построением текста.
    

 – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация, отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью.
публицистический стиль
– один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на митингах, собраниях и т.д. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность.
публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.
разговорный стиль
используется  в ситуации непринужденной беседы, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма).   Задача разговорной речи – общение, обмен впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи, использование мимики и жестов. 

-беседа, форум, чат
художественный стиль
используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи. Задача этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому воздействовать на чувства и воображение читателя. 
  Особенностью этого стиля является высокая образность.
  - рассказ, сказка, стихотворение, комедия, драма, роман, басня и другие.



Типы речи


повествование
описание
рассуждение
смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

Композиция текста
*экспозиция,
*завязка,
*развитие действия,
*кульминация,
*развязка.

*общее представление о предмете;
*описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
*авторская оценка, вывод, заключение.

*тезис (высказывается какая-то мысль);
*аргументы, доказывающие его;
*вывод, или заключение.

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 


                                            Разбор задания

Комментариев нет:

Отправить комментарий