Языковые явления.
Обзор
Разделы науки
о языке
|
Основные понятия,
которые они изучают
|
Фонетика
|
звуки, чередование звуков, сильная и слабая
позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел
|
Орфография
|
орфограмма,
орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах,
окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и
строчной буквы
|
Лексика и
фразеология
|
однозначные и
многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы,
антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и
неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы
|
Словообразование
|
состав слова,
морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание,
словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова,
способы образования слов
|
Морфология
|
имена
существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол,
причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие,
звукоподражания, морфологические признаки частей речи
|
Синтаксис
|
словосочетание,
согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое
глагольное, составное глагольное, составное именное); определение,
дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены
предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение,
вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые,
бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная,
изъяснительная, обстоятельственная)
|
Пунктуация
|
знаки
препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и
парные знаки
|
Стилистика
|
стили речи:
разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический,
официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для
определённого стиля;
типы речи:
повествование, описание, рассуждение
|
Культура речи
|
нормы
литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная,
синтаксическая, пунктуационная, речевая
|
Синтаксис
Словосочетание
|
Предложение
|
Текст
|
это соединение
самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи.
|
выражает
законченную мысль
|
это произведение
речетворческого процесса, обладающее завершенностью
|
Слова в
словосочетании связаны по смыслу и грамматически.
|
имеет цель
высказывания
грамматически
организовано,
|
объединенных
разными типами лексической, грамматической,
стилистической связи,
|
имеет
грамматическую основу
оформлено
интонационно.
|
имеющее
определенную целенаправленность и установку.
|
Текст- это языковое выражение замысла его
создателя. Д.С.Лихачев
Текст- это проявление законов
реальности. М.Л.Мышкина
Текст
представляет собой основную единицу коммуникации, способ хранения и передачи
информации, форму существования культуры, продукт определенной исторической
эпохи, отражение психической жизни индивида и т.д..
В.П. Белянин
Классификация предложений по цели
высказывания
·
повествовательные - выражают сообщение,
·
вопросительные - выражают вопрос,
·
побудительные - выражают побуждение.
·
Классификация по цели высказывания делит
предложения на повествовательные, вопросительные и побудительные.
·
Классификация по грамматической основе делит
предложения на простые, имеющие лишь одну грамматическую основу, и сложные,
имеющие их более одной.
·
Классификация предложений по главным членам –
это классификация простых предложений. Она делит их на двусоставные и
односоставные, а последние, в свою очередь, на назывные, обобщённо-личные,
неопределённо-личные, определённо-личные и безличные.
·
Классификация по типу синтаксической связи –
это классификация сложных предложений. Они делятся на сложносочинённые,
сложноподчинённые и бессоюзные.
·
Каждый вид сложных предложений делится далее на
разновидности по значению.
Пунктуация
Знаки
препинания и правила их постановки
|
Функции
|
точка, точка с
запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак,
многоточие, скобки, кавычки
|
-завершают
предложение (знаки завершения)
- разделяют части
предложения друг от друга (разделительные)
|
две запятые, два
тире, скобки, кавычки
|
- выделяют части
внутри предложения (выделительные)
|
Что такое лексические
и грамматические явления?
лексические
|
грамматические
|
||
Универсальные
лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы
|
Словообразование -
это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их
образования.
Морфема -
это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова
выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс,
окончание.
|
||
Лексика активного
и пассивного запаса:
общеупотребительная
лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные
слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, разговорная лексика,
просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы,
эмоционально-экспрессивная лексика
|
Морфология
- раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:
а)самостоятельные:
имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,
глагол, причастие, деепричастие, наречие;
б) служебные:
предлог, союз, частица;
в) междометия
(ой, ах и т.д.).
|
||
Тропы: метафора,
метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория,
перифраза, художественный символ
|
Синтаксис -
раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические
понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование,
управление, примыкание);
повествовательные,
побудительные, вопросительные предложения; восклицательные и
невосклицательные предложения; простые предложения; двусоставные и
односоставные предложения; типы односоставных предложений
(определённо-личные, неопределённо-личные, безличные,
назывные); неполные предложения; распространённые и
нераспространённые предложения; обращения; однородные
члены; обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения,
дополнения); уточняющие и поясняющие члены; вставные
конструкции; прямая и косвенная речь; диалог; сложносочинённые
предложения; сложноподчинённые предложения; бессоюзные предложения.
|
||
Стилистические
фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.
|
Синтаксические
средства художественной изобразительности: риторические восклицания, вопрос
или
обращение; параллелизм; анафора; эпифора; инверсия; умолчание; многосоюзие;
бессоюзие; градация.
|
||
Изобразительные средства делают речь яркой,
образной, выразительной.
Понятия
|
Функции
|
антонимы
|
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают
их, помогают высказать мысль с большей точностью, делают речь
яркой и убедительной.
|
синонимы
|
помогают избежать однообразия изложения, разнообразят
нашу речь, делая её живой и выразительной,
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,
помогают с максимальной точностью и полнотой передать
содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют
тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности
высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить.
|
устаревшие слова
|
служат для передачи точного смысла в письменной и устной
речи,
делают речь яркой и убедительной, служат для передачи
торжественности момента,
служат для воссоздания исторической обстановки,
используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору
убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями
реалий прошлых лет.
|
Диалектные слова
|
помогают передать местный колорит, особенности речи
героев.
|
Слова с прямым значением
|
служат для обозначения предметов, признаков,
действий.
|
Слова с переносным значением
|
выступают как одно из средств выразительности речи.
|
Стилистически нейтральная лексика
|
используется писателями как языковая основа произведения,
употребляется в любых условиях общения, служит
бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий,
признаков, явлений и отношений между ними.
|
Книжные слова
|
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно
значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого
поведения,
служат для создания полноты картины, образного,
эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой
характеристикой персонажей.
|
Эпитеты
|
усиливают выразительность, образность языка произведения;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления,
подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете; оценивают
предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.
|
Фразеологизмы
|
придают речи особую выразительность, образность,
эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны жизни человека.
|
Лексический повтор
|
помогает
подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать
туманности изложения,
средство передачи монотонности и однообразия действий,
повторение
слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности
повествования, средство выражения многократности или длительности действия.
|
Контексту-альные синонимы и антонимы
|
приобретают схожие или противоположные значения в контексте. На сотни верст, на сотни миль,
На
сотни километров
Лежала
соль, шумел ковыль,
Чернели
рощи кедров. (А. А. Ахматова).( Синонимы)
Они
сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не
столь различны меж собой (А.
С. Пушкин). (Антонимы)
|
Группы слов по происхождению и
употреблению
Лексика диалектная
|
слова, которые
употребляются жителями какой-либо местности
|
кочет — петух,
векша — белка
|
лексика просторечная
|
слова с ярко выраженной
сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,
бранной, — находящиеся на границе или за пределами
|
голодранец-
забулдыга,
затрещина-
трепач
|
лексика профессио-нальная
|
слова, которые
употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного
языка
|
камбуз — в речи моряков,
утка — в речи журналистов,
окно — в речи преподавателей
|
лексика жаргонная (жаргонизмы)
|
слова, свойственные
жаргонам —
молодежному,
компьютерному,
солдатскому,
жаргону преступников
|
мозги — память компьютера,
клава — клавиатура
дембель, черпак, духи
братва, малина
|
лексика устаревшая
|
историзмы — слова, вышедшие
из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или
явлений;
архаизмы— устаревшие слова,
называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые
наименования
|
боярин, опричнина,
конка,
вече, опричник
чело — лоб,
ветрило — парус,
пиит – поэт,
ланиты – щеки
|
лексика новая
|
неологизмы — слова, недавно
вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны
|
слоган, менеджмент,
имиджмейкер
|
лексика заимствован-ная
|
слова, вошедшие в
русский язык из других языков
|
штурм (немец.)
футбол (англ.)
|
Фразеологизмы
Фразеологизм
|
— устойчивое по составу и структуре,
лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение,
выполняющее функцию отдельной
словарной единицы.
|
золотые руки,
медвежья услуга
работать засучив рукава,
броситься очертя голову
|
Грамматика
Общее грамматическое значение:
|
Морфологические признаки:
|
Синтаксические признаки:
|
значение, одинаковое для всех слов одной и той же части
речи.
|
род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение,
спряжение или неизменяемость слова.
|
свойство слов одной части речи быть определёнными членами
предложения, особенности связи слов одной части речи с другими словами.
|
Части речи
Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их
действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в
предложении знаменательные слова являются членами предложения.
Самостоятельные
|
примеры
|
Имя существительное Глагол
Имя прилагательное
Имя числительное Местоимение
Наречие
Причастие
Деепричастие
Слова категории состояния
|
стол, человек, весна, беготня,
сон, личность
дышать, мечтать, кричать, бежать, петь, ловить
красивый, хороший, умный, деревянный, лисий
сто, первый, одна вторая,
миллион, полтора
я, себе, весь, никто, что-то, каждый, он, не с кем
влево, наотмашь, впереди, бок о
бок, точь-в-точь
покрашенный, улыбающийся, маринованный
улыбаясь, рассказывая, покраснев, поспешив
холодно, грустно, морозно, светло, тесно, сыро
|
Служебные
|
|
Служебные части речи – это
слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а
выражают только отношения между ними.
К служебным словам нельзя
поставить вопрос.
Служебные слова не являются
членами предложения.
Служебные слова обслуживают
самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе
словосочетаний и предложений.
|
|
Предлог
Частицы
Союзы
|
в, над, пред, в течение,
впоследствии, наперекор
бы(б), не, ни, пусть, все-таки, же, неужели, вон
и, а, но, или, чтобы, потому что, чтобы, если, когда
|
Междометия
|
|
Междометия не называют ни
предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не
выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов
(как служебные части речи).
Междометия передают наши
чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие
междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для
выражения страха или боли – ой и т.д.
|
|
Звукоподражательные слова
|
эх, ай, ну, ура, кыш, браво, увы, спасибо, алло, тсс
мяу, гав-гав, ку-ку, ква-ква, чик-чирик, га-га-га
|
Формы слова
К неизменяемым относятся все
служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:
наречия (вниз, всегда);
деепричастия (сделав, читая).
Не изменяются также некоторые:
существительные (метро, радио, жалюзи);
прилагательные (шарф цвета хаки, брюки цвета электрик);
местоимения (сям, там).
Неизменяемые слова не имеют окончаний.
Если слово изменяется, оно имеет
несколько форм.
стол-стола-столу,
летаю-летаешь-летаем и др.
Формы слова передают определённое
грамматическое значение. При формообразовании лексическое значение слова
сохраняется, а изменяется его грамматическое значение. В предложении изменяемые
слова выступают в одной из своих форм.
Девочка смотрела спектакль.
Форма слова девочка передает значение ж.р.,
ед.ч., И.п.;
форма слова смотрела –прош. вр., ед.ч.,
ж.р.;
форма слова спектакль– м.р., ед.ч., В.п..
Формы слова образуются разными
способами:
с помощью окончания - думали-
думала,
книга-книги;
с помощью окончания и предлога; книга - о
книге.
с помощью суффиксов: думать-думал.
с помощью вспомогательных слов: думал – буду
думать.
Стилистика
Проблемами
текста и речи занимается стилистика
–
раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого
общения.
назначение
|
основные жанры
|
|
научный стиль
|
-это
один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и
учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля
– сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной
аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке,
характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
|
–
учебник, статья, доклад, диссертация, научная
монография, энциклопедическая
статья, аннотация, резюме, рецензия.
|
официально-деловой стиль
|
-один
из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений, деловых
бумагах, то есть законах, документах,
актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и т.д. Задача
этого стиля – сообщить информацию,
дать инструкцию. Он характеризуется точностью, однозначностью,
отсутствуем субъективности, особым построением текста.
|
– приказ,
служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация,
отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью.
|
публицистический стиль
|
– один из книжных
стилей, который используется в общественно-публицистической и
литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на
митингах, собраниях и т.д. Задача этого
стиля – воздействие на массовое сознание. Характерные черты публицистического
стиля – логичность, образность, эмоциональность.
|
– публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка,
репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.
|
разговорный стиль
|
используется в ситуации непринужденной беседы, чаще в
неофициальной обстановке. Основная форма его существования – устная, но он
может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма). Задача разговорной речи – общение, обмен
впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются
неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи,
использование мимики и жестов.
|
-беседа, форум,
чат
|
художественный стиль
|
используется
в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи. Задача
этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому
воздействовать на чувства и воображение читателя.
Особенностью этого стиля является высокая
образность.
|
- рассказ,
сказка, стихотворение, комедия, драма, роман, басня и другие.
|
Типы речи
повествование
|
описание
|
рассуждение
|
смысловой тип текста, в котором описываются события в
определённой последовательности.
|
смысловой тип текста, в котором описываются признаки
предметов, явлений, животных, человека.
|
смысловой тип текста, в котором утверждается или отрицается
какое-то явление, факт, понятие.
|
Композиция текста
|
||
*экспозиция,
*завязка,
*развитие действия,
*кульминация,
*развязка.
|
*общее представление о предмете;
*описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
*авторская оценка, вывод, заключение.
|
*тезис (высказывается какая-то мысль);
*аргументы, доказывающие его;
*вывод, или заключение.
|
Пособия по ОГЭ
Об авторе: Елена Маханова
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов. |
Дополнительно
Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к экзамену по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по
Разбор задания
Смотрите также:
Ресурсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий