понедельник, 2 января 2017 г.

9.1. Тексты, шаблоны


Пишем сочинения по исходным текстам

Общее задание

Ø Прочитайте исходный текст, затем – тезис (название шаблона), рекомендуемый для данного текста.
Ø Посмотрите шаблон.
Ø В тезисе выделите основное(-ые) понятие(-я).
Ø Прочитайте еще раз текст, при этом подчеркните ключевые слова, примеры, которые помогут вам доказать то  или иное языковое понятие, встречающееся в тезисе.
Ø В шаблоны допишите подходящие по смыслу выражения.
Ø  Прочитайте получившийся текст.
Ø Проверьте  написание слов, постановку знаков препинания.
Ø  Перепишите получившийся текст разборчивым почерком.


Исходный текст № 1

  (1)А в чем самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. 
(7)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. 
(10)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим. 
(15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. 
(16)Это как круги на воде. (17) Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.

                               
Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет
своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”.                                                          С. И. Львова, современный учёный

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________.  .  _____________________________(
называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)
 
Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 


 Больше текстов

Исходный текст № 2
 Маленький Ручеёк.
притча

  (1) Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. (2) Он спускался с гор в красивую зелёную долину. (3) И вот однажды он добежал до пустыни.
(4) Тут он остановился и задумался: (5) "А куда же бежать дальше." (6) Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.
(7) Вдруг он услышал Голос:
(8) - Смелее! (9) Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!
(10) Но Ручеёк продолжал стоять. (11)  Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.
(12) Тогда Голос снова заговорил:
(13) - Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! (14) Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! (15) Беги дальше!
(16) И Ручеёк решился. (17)  Он побежал по пустыне. (18) Ему было очень плохо. (19) Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. (20) И через несколько дней он высох...
(21) Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. (22) Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.
(23) Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. (24) И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. (25) Теперь он слился с огромным морем. (26) Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. (27) Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком.
(28) Ручеёк подумал: (29) "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!"
(30) Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!
(31) Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди.
Для информации
 С этой притче   глубокий смысл.
Многие люди настолько привыкают к своему образу жизни, но  когда появляется шанс на успех, удачу и что-то подобное,   то бояться двигаться дальше, бояться перемен. Так и остаются жить своей старой жизнью.
 Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах.    И. Н. Горелов, известный лингвист 

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________.  .  _____________________________(
называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)


Чистовик
   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   

Исходный текст № 3

      (1) …Замысел - это молния. (2) Много дней накапливается над землей электричество. (3) Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра - молния. 
      (4) Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. 
      (5) Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (6) Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. (7)  Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию - замысел. 
      (8) Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. 
      (9) Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее на душу слово, сон, отдаленный голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода. 
      (10) Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих. 
      (11) Лев Толстой увидел сломанный репейник - и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. 
      (12) Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.
      (13) Если молния - замысел, то ливень - это воплощение замысла. (14) Это стройные потоки образов и слов. (15)  Это книга. 
      (16)  Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. 
      (17) "И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал". 
      (18)  Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. (19) Но это так называемое "вынашивание" замысла происходит совсем не так, как это представляют себе наивные люди. (20) Оно не выражается в том, что писатель сидит, стиснув голову руками, или бродит, одинокий и дикий, выборматывая свои думы. 
      (21) Совсем нет! (22)  Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей "быстротекущей жизни". 
      (23)  Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить "в себя". (24) Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли. 
К. Паустовский.  Золотая роза.

 Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано.  Е. В. Джанджаковая

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________.  .  _____________________________(
называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 4

 Четвертое измерение

  (1)Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. (2)Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. (3)Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас — товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
 (4)Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! (5)Жизнь — это не одномоментность существования.
 (6)Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. (7) Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
 (8)Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
 (9)Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. (10) Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. (11)Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.

Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
  
Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума.                                            Л. Сухоруков, филолог

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________.  .  _____________________________(
называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Исходный текст № 5

Воробей

       (1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня.
       (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
       (4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
       (6)Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
       (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
       (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
       (11)Мой Трезор остановился, попятился... (12)Видно, и он признал эту силу.
       (13)Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
       (14)Да; не смейтесь. (15)Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
       (16)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. Тургенев
 
   Глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!                                                А.К.Югов, писатель

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________.  .  _____________________________(
называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)


  Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 Исходный текст № 6
Отец, сын и осел
 притча

(1)Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. (2)Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку.
(3)— Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. (4)Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
(5)Отец принял его слова близко к сердцу. (6)Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
(7)Очень скоро повстречался им другой человек. (8)Громким голосом он сказал:
(9)— Как не стыдно! (10) Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
(11)Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
(12)— Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина. (13)— Так мучить животное! (14)У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
(15)Не говоря ни слова, отец и сын, посрамлённые, слезли с осла. (16)Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
(17)— Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везёт кого-нибудь из вас на себе?
(18)Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
(19)— Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдётся кто-то, кто с нами будет не согласен. (20)Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
 Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего.                                                    О.Н. Емельянова, филолог 

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________ 
_____________________________(называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 7

 Честь истинная и ложная

 (1)  Я не люблю определений и часто не готов к ним. (2)  Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
(3)  Между совестью и честью есть одно существенное различие. (4)  Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. (5)  Совесть «грызёт». (6)  Совесть не бывает ложной. (7)  Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). (8)  Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. (9)  Я имею в виду то, что называется «честью мундира». (10)  У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явления, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. (11)   Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. (12)   И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
(13)  «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. (14)  Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
(15)  Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. (16)  Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

 Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент.                      И.Г. Милославский, лингвист

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________ 
_____________________________(называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)
Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Исходный текст № 8
 Предложение

(1)Валентин Петрович Передеркин, молодой человек приятной наружности, одел фрачную пару и лакированные ботинки с острыми, колючими носками, вооружился шапокляком и, едва сдерживая волнение, поехал к княжне Вере Запискиной.
(2)Ах, как жаль. что вы не знаете княжны Веры! (3)Это милое,  восхитительное создание с кроткими глазами небесно-голубого цвета и с шёлковыми волнистыми кудрями. (4)Волны морские разбиваются об утес, но о волны ее кудрей, наоборот, разобьётся и разлетится в прах любой камень... (5) Нужно быть  бесчувственным балбесом, чтобы  устоять  против ее  улыбки, против неги, которою так и дышит её миниатюрный, словно выточенный бюстик. (6)Ах,  какою надо быть деревянною скотиной,  чтобы  не чувствовать себя на верху блаженства, когда она говорит, смеётся, показывает свои  ослепительно белые зубки!
(7)Передеркина приняли...
(8)Он сел напротив княжны и, изнемогая от волнения, начал:
(9)- Княжна, можете ли выслушать меня?
(10)- О да!
(11) -Княжна... простите, я не знаю, с чего начать... Для вас это так неожиданно... Экспромтно... Вы рассердитесь...
(12)Пока он полез в карман и доставал оттуда платок, чтобы отереть пот, княжна мило улыбалась и вопросительно глядела на него.
(13)— Княжна! — продолжал он. — С тех пор, как я увидел вас, в мою душу... запало непреодолимое желание... Это желание не дает мне покоя ни днем, ни ночью, и... и если оно не осуществится, я... я буду несчастлив.
(14)Княжна задумчиво опустила глаза. (15)Передеркин помолчал и продолжал:
(16)— Вы, конечно, удивитесь... вы выше всего земного, но... для меня вы самая подходящая...
(17)Наступило молчание.
(18)— Тем более, — вздохнул Передеркин, — что мое имение граничит с вашим... я богат...
(19)— Но... в чем дело? — тихо спросила княжна.
(20)— В чем дело? Княжна! — заговорил горячо Передеркин, поднимаясь. — Умоляю вас, не откажите... Не расстройте вашим отказом моих планов. Дорогая моя, позвольте сделать вам предложение!
(21)Валентин Петрович быстро сел, нагнулся к княжне и зашептал:
(22) - Предложение в высшей степени выгодное!.. Мы в один год продадим миллион пудов сала! Давайте построим в наших смежных имениях салотопенный завод на паях!
(23)Княжна подумала и сказала:
(24)— С удовольствием...
А.П. Чехов.

   Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении.
В.В.Виноградов, лингвист

15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________ 
_____________________________(называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 9

                           Зарницы. Зарницы. Зарницы.

(1)Земля слушает их. (2)Хлеба слушают их. (3)И то, что нам кажется немотою, для них, может быть, самая сладкая музыка, великий гимн о немыслимо огромном походе хлебов к человеку - от единого колоска, воспрянувшего на груди еще молодой матери-земли, зажавшей внутри огонь - к этому возделанному человеческими руками полю.
(4)Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которой определены природой. (5)И потому, может быть, в те часы, когда по небу ходят сполохи, перестают охотиться звери друг за другом, лосиха и лосёнок замирают с недожёванным листом на губах, замолкают птицы, а человек крещёный осеняет себя, землю, небо трепетным троеперстьем, и некрещеный тоже благоговейно, как я сейчас, останавливается середь поля, охваченный тревожным томлением.
(6)Сколько же стою я среди хлебов? (7)Час, два, вечность? (8)Недвижно все и смиренно вокруг меня. (9)Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого еще не было на Земле, да и сама Земля клокотала в огне, содрогалась от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни.
(10)И быть может, не зарницы эти, а неостывшие голоса тех времен, пластая в клочья темноту, рвутся к нам? (11)Может быть, пробиваются они сквозь толщу веков с молчаливым уже, но все еще ярким приветом, только с виду грозным, а на самом деле животворным, потому что из когда-то дикого пламени в муках и корчах родилось все: пылинка малая и дерево, звери и птицы, цветы и люди, рыбы и мошки...
(12)Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. (13)Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. (14) И, кажется, я даже слышу, как зреют они. (15) А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом.
В.П. Астафьев. «Затеси»

   Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает.
В этом и заключается специфика языка художественной литературы.
Г. Я. Солганик,  лингвист
15-1
  ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________ 
_____________________________(называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое).
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 10

(1) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. (5)Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. (6)Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. (7)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (8)Мы познакомились. (9)Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. (10)Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
(11)Я был произведен в офицеры. (12) Служба меня не отягощала. (13)В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. (14)Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста.(15) У Швабрина было несколько французских книг. (16)Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (17) По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. (18)Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею во всем околотке. (19)С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. (20)Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. (21)Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал.
 А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»
 Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним.                             В.Г. Ветвицкий, лингвист

15-1
 ________________ ( автор тезиса, ФИО)  пишет: «______________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________».Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о __________________________ _________________________________________________________________ .
Действительно,_____________________________  ______________________
играют важную роль в нашем языке _________________________________ 
_____________________________(называем языковое явление, можно заменить синонимичным выражением) – это ____________________________
___________________________________ (дать определение, что это такое)
     Обратимся  к тексту____________________________ (ФИО исходного текста). Например, в предложении №______мы встречам_______________
_________________________________________________________________.   Это помогает писателю ____________________________________________.
А в предложении № ______ автор ___________________________________ __________________________________________, которые_______________ __________________________________________________________________
                            (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль______________
( автор тезиса) о том,  что____________________________________________
__________________________________________________________________.                                                     (Количество слов: __________слова)
 Чистовик

   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.

Дополнительно

  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 

                                            Разбор задания

Комментариев нет:

Отправить комментарий