Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Как правило, тот или иной абзац посвящен какому-то одному вопросу, определенному аспекту рассматриваемой проблемы. В последующем абзаце рассматривается уже новая тема: детализируется или развивается мысль, высказанная в предыдущем абзаце.
Абзац — это что-то законченное, от чего вы отталкиваетесь (микротема, мысль), продвигаясь дальше в рассуждениях.
Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.
Рассуждение – это такой тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи.
Тезис – это мысль, которую надо доказать.
В тезисе заключена основная тема рассуждения.
Тема, идея произведения. Литературный
образ и т.п.
Главная тема текста
развивается в микротемах, они-то и могут сбить читателя с ее определения.
Поэтому, если автор явно не указывает главную тему в заголовке целого
произведения, то определить главную тему часто можно только, прочитав текст
полностью.
Существует
еще и подтекстовая информация, или просто подтекст.
Подтекст не выражен в тексте обычными словами и возникает как
бы «из ничего».
Но
это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова,
предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов,
интонации, художественных средств текста.
Тема,
прочувствованная писателем, обретает духовное содержание, идею, без которой
книжная страница останется просто связным текстом. Идея может быть отражена в
историческом анализе важных для социума проблем, в изображении сложных
психологических моментов, от которых зависит человеческая судьба, или просто в
создании лирической зарисовки, пробуждающей у читателя чувство прекрасного.
Тема – мотив, позволяющий
реализовать творческий замысел в рамках конкретного, точно обозначенного
контекста.
Если
определить главную тему текста, то без труда можно проследить главную мысль
автора.
Ключевые, опорные, слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку.
Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию,
идею текста, композицию, они помогают более
точно определить тему текста.
Идея – замысел писателя, преследующего
определенную цель в создании художественных образов. Это глубинное
содержание произведения, главная мысль произведения, в которой выражается
оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им
изображены.
Главная мысль текста — это сжато сформулированный предмет
содержания произведения и его основной анализирующий признак. Она
заключена внутри его формы и раскрывается в основных тезисах, аргументах
и заключении автора, касательно основной темы текста.
Основные правила
работы над раскрытием смысла текста
Ø Перечитать
текст несколько раз.
Ø Определить
его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями
автор?).
Ø Сформулировать
идею текста своими словами и записать её на черновике.
Ø Отметить
те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
Ø Сформулировать
смысл каждого из них своими словами.
Главная
мысль автора выражается наиболее ярко в заключении, но важно понять, как он
пришёл к этому заключению и с какой точки зрения он рассматривал выбранный
предмет.
Ø Нужно
выяснить отношение автора к предмету;
Ø нужно
определить заключение автора по поводу главной темы;
Ø нужно
определить главные аргументы автора в пользу его заключения.
Идейная
оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им
действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном
отрицании.
Отличие темы от идеи
Тема
|
Идея
|
*определяет фактическое и смысловое содержание произведения
|
*отражает задачи и цели писателя, которых он
стремится достичь, работая над художественным текстом
|
*обладает формообразующими функциями: она может быть раскрыта в малых
литературных жанрах или получить развитие в крупном эпическом произведении
|
*–
основной содержательный стержень художественного текста. Она соответствует
концептуальному уровню организации произведения как эстетически значимого
целого
|
Композиция – это построение
произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в
целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные
эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение
пространства произведения соответственно. Не стоит умалять значение и
интерьера, пейзажа, художественного обрамления текста и ретроспекций.
На первый
взгляд, и образ, и персонаж, и литературный тип, и лирический герой – понятия
одинаковые или, по крайней мере, очень схожие. Попробуем разобраться в
перипетиях значений изучаемых понятий.
Сюжет – это, на первый взгляд, одно из
наиболее простых понятий, простота которого, несомненно, обманчива. Это система
событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве.
Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог. Как видим, компоненты сюжета
объединяются понятием «конфликт». Неправильно отождествлять сюжет произведения
с его фабулой. Фабула – это последовательная передача изображаемых в
произведении событий в их причинно-следственной связи. Но не стоит забывать и о
том, что в некоторых случаях эти два понятия совпадают.
Образ – это художественное обобщение
человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это
художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского
мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение
мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.
Понятие «персонаж» шире понятия «образ».
Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием
неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что
применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только
это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это
лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и
идейных коллизий.
Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства
которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник»
автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический
образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой
М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности,
романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.
Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной,
характерной, для определенной общественной среды в определенное время.
Литературный тип – это единство индивидуального и типического, причем
«типическое» не является синонимом «усредненному»: тип всегда вбирает в себя
все самые яркие черты, характерные для конкретной группы людей. Апогей
мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных
(Манилов – нарицательный образ праздного мечтателя, Ноздрев – лгун и хвастун и
др.).
Нередко мы
сталкиваемся и еще с одним понятием – характер.
Характер – это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных
душевно-нравственных, психических черт; это единство эмоциональной реакции,
темперамента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и
временем типа поведения. В каждом характере есть доминирующая черта, которая
придает живое единство всему многообразию качеств и свойств. Источник
Подготовка к ЕГЭ Подготовка к ОГЭ
Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к экзамену по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по
Разбор задания
Е. Маханова. Комплект пособий для подготовки к изложению в ОГЭ
Комментариев нет:
Отправить комментарий