воскресенье, 25 декабря 2016 г.

Тема, идея, композиция сочинениия-рассуждения. Литературный образ



  Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
   Как правило, тот  или иной абзац посвящен какому-то одному вопросу, определенному аспекту рассматриваемой проблемы. В последующем абзаце рассматривается уже  новая тема: детализируется или развивается мысль, высказанная в предыдущем абзаце.


 Абзац — это что-то законченное, от чего вы отталкиваетесь (микротема, мысль), продвигаясь дальше в рассуждениях.

Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
  Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

Рассуждение  это такой тип речи, в котором автор   размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи.

Тезис – это мысль, которую надо доказать.
В тезисе заключена основная тема рассуждения.

Тема, идея произведения. Литературный образ и т.п.


   Главная тема текста развивается в микротемах, они-то и  могут сбить читателя с ее определения. Поэтому, если автор явно не указывает главную тему в заголовке целого произведения, то определить главную тему часто можно только, прочитав текст полностью.
   Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст. Подтекст   не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего».
   Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств текста.
    Тема, прочувствованная писателем, обретает духовное содержание, идею, без которой книжная страница останется просто связным текстом. Идея может быть отражена в историческом анализе важных для социума проблем, в изображении сложных психологических моментов, от которых зависит человеческая судьба, или просто в создании лирической зарисовки, пробуждающей у читателя чувство прекрасного.
   Тема – мотив, позволяющий реализовать творческий замысел в рамках конкретного, точно обозначенного контекста.
   Если определить главную тему текста, то без труда можно проследить главную мысль автора.
  Ключевые, опорные, слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста, композицию, они помогают более точно определить тему текста.

Идея – замысел писателя, преследующего определенную цель в создании художественных образов. Это глубинное содержание произведения, главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к тем явлениям, которые им изображены.

 Главная мысль текста — это сжато сформулированный предмет содержания произведения и его основной анализирующий признак.  Она  заключена внутри его формы и раскрывается в основных тезисах, аргументах и заключении автора, касательно основной темы текста.
Основные правила работы над раскрытием смысла текста

Ø Перечитать текст несколько раз.
Ø Определить его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?).
Ø Сформулировать идею текста своими словами и записать её на черновике.
Ø Отметить те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
Ø Сформулировать смысл каждого из них своими словами.

 Главная мысль автора выражается наиболее ярко в заключении, но важно понять, как он пришёл к этому заключению и с какой точки зрения он рассматривал выбранный предмет.

Как найти главную мысль текста?

Ø Нужно выяснить отношение автора к предмету;
Ø нужно определить заключение автора по поводу главной темы;
Ø нужно определить главные аргументы автора в пользу его заключения.

  Идейная оценка зависит от мировоззрения писателя: если он принимает описанную им действительность, мы говорим об идейном утверждении, если нет – об идейном отрицании.  

                                         Отличие темы от идеи

Тема
Идея
    *определяет фактическое и смысловое содержание произведения
     *отражает задачи и цели писателя, которых он стремится достичь, работая над художественным текстом
    *обладает формообразующими функциями: она может быть раскрыта в малых литературных жанрах или получить развитие в крупном эпическом произведении
  *– основной содержательный стержень художественного текста. Она соответствует концептуальному уровню организации произведения как эстетически значимого целого

 Композиция – это построение произведения, соотнесенность компонентов художественной формы, соединенных в целое. Важными элементами композиции являются лирические отступления и вставные эпизоды, цель которых – выражение автором своих мыслей, чувств и расширение пространства произведения соответственно. Не стоит умалять значение и интерьера, пейзажа, художественного обрамления текста и ретроспекций.

На первый взгляд, и образ, и персонаж, и литературный тип, и лирический герой – понятия одинаковые или, по крайней мере, очень схожие. Попробуем разобраться в перипетиях значений изучаемых понятий.

Сюжет – это, на первый взгляд, одно из наиболее простых понятий, простота которого, несомненно, обманчива. Это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка + эпилог, пролог. Как видим, компоненты сюжета объединяются понятием «конфликт». Неправильно отождествлять сюжет произведения с его фабулой. Фабула – это последовательная передача изображаемых в произведении событий в их причинно-следственной связи. Но не стоит забывать и о том, что в некоторых случаях эти два понятия совпадают.

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной, для определенной общественной среды в определенное время. Литературный тип – это единство индивидуального и типического, причем «типическое» не является синонимом «усредненному»: тип всегда вбирает в себя все самые яркие черты, характерные для конкретной группы людей. Апогей мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных (Манилов – нарицательный образ праздного мечтателя, Ноздрев – лгун и хвастун и др.).

Нередко мы сталкиваемся и еще с одним понятием – характер. Характер – это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт; это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и временем типа поведения. В каждом характере есть доминирующая черта, которая придает живое единство всему многообразию качеств и свойств. Источник
  




  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 


                                            Разбор задания
Смотрите также:
Е. Маханова. Комплект пособий для подготовки к изложению в ОГЭ

Комментариев нет:

Отправить комментарий