четверг, 5 января 2017 г.

ОГЭ.15.3. Практикум. Тексты, шаблоны


Практикум

Общие задания

Ø Прочитать исходный текст, затем – тезис (название шаблона), рекомендуемый для данного текста.
Ø Посмотреть шаблон.
Ø Постараться объяснить  смысл понятия (термина) из задания.
Ø Прочитать еще раз текст, при этом подчеркнуть ключевые слова, примеры, которые помогут доказать пояснение термина словами автора.
Ø Вспомнить похожий случай из жизни или художественной литературы, публицистики. Попробовать его сопоставить с примером автора исходного текста.
Ø В шаблоны дописать подходящие по смыслу выражения.
Ø  Прочитать получившийся текст.
Ø Проверить  написание слов, постановку знаков препинания.
Ø  Переписать получившийся текст разборчивым почерком.


Исходный текст № 1

Прочитать исходный текст

О милосердии

  (1)В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... (2)Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. (3)Было это примерно в семь часов вечера. (4)В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. (5)С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. (6)Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. (7)И говорить-то не могу — рот разбит. (8)Решил повернуть назад, домой. (9)Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. (10)Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. (11)Народу на улице было много. (12)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (13)Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (14)Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным непониманием, обостренным ожиданием помощи... (15)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (16)Надо добираться до дома. (17)Так никто мне и не помог. (18)Позже я раздумывал над этой историей. (19)Могли ли люди принять меня за пьяного? (20)Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. (21)Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? (22)Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, меня это не касается» стало чувством привычным? (23)С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. (24)Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться — и со мной было. (25)Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. (26)Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. (27)Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. (28)Персонально виноватых нет. (29)Кого винить? (30)Оглянулся — и причин видимых не нашел. (31)Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (32)Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (33)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... (34)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (35)Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры. (36)Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. (37)Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.
                                                                                   Д.А.Гранин, публицист, прозаик
 
Выполнить задание!

Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
 «Что такое милосердие?»

 Милосердие  - это__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.   Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту ______________________________________. Главный герой - __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
       Размышления  героя _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          Этим качеством  обладает и ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

               Итак,  ____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 
                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исходный текст № 2
 Маленький Ручеёк
притча

  (1) Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. (2) Он спускался с гор в красивую зелёную долину. (3) И вот однажды он добежал до пустыни.
(4) Тут он остановился и задумался: (5) "А куда же бежать дальше." (6) Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался.
(7) Вдруг он услышал Голос:
(8) - Смелее! (9) Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!
(10) Но Ручеёк продолжал стоять. (11)  Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск.
(12) Тогда Голос снова заговорил:
(13) - Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! (14) Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! (15) Беги дальше!
(16) И Ручеёк решился. (17)  Он побежал по пустыне. (18) Ему было очень плохо. (19) Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днём забирали его силы. (20) И через несколько дней он высох...
(21) Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. (22) Они объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней.
(23) Долго плыло облако над пустыней, пока не добралось до моря. (24) И вот Ручеёк пролился в море многочисленными маленькими капельками дождя. (25) Теперь он слился с огромным морем. (26) Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. (27) Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже мечтать о таком.
(28) Ручеёк подумал: (29) "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне кажется, что я наконец-то стал самим собой!"
(30) Не бойся изменений и никогда не останавливайся на достигнутом!
(31) Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь, что может ждать впереди.
Для информации
 С этой притче   глубокий смысл.
Многие люди настолько привыкают к своему образу жизни, но  когда появляется шанс на успех, удачу и что-то подобное,   то бояться двигаться дальше, бояться перемен. Так и остаются жить своей старой жизнью.
 Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать решения!

   Выполнить задание!

                      Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
 «Что такое уверенность?»

Уверенность  - это__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.   Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту ______________________________________. Главный герой - __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
       Размышления  героя _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          Этим качеством  обладает и ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

               Итак,  ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 
                                                   (Количество слов: __________слова)
 
Чистовик
   _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 3

      (1) …Замысел - это молния. (2) Много дней накапливается над землей электричество. (3) Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра - молния. 
      (4) Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. 
      (5) Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (6) Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. (7)  Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию - замысел. 
      (8) Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок. 
      (9) Кто знает, будет ли это случайная встреча, запавшее на душу слово, сон, отдаленный голос, свет солнца в капле воды или гудок парохода. 
      (10) Толчком может быть все, что существует в мире вокруг нас и в нас самих. 
      (11) Лев Толстой увидел сломанный репейник - и вспыхнула молния: появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате. 
      (12) Но если бы Толстой не был на Кавказе, не знал и не слышал о Хаджи-Мурате, то, конечно, репейник не вызвал бы у него этой мысли. Толстой был внутренне подготовлен к этой теме, и только потому репейник дал ему нужную ассоциацию.
      (13) Если молния - замысел, то ливень - это воплощение замысла. (14) Это стройные потоки образов и слов. (15)  Это книга. 
      (16)  Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. 
      (17) "И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал". 
      (18)  Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. (19) Но это так называемое "вынашивание" замысла происходит совсем не так, как это представляют себе наивные люди. (20) Оно не выражается в том, что писатель сидит, стиснув голову руками, или бродит, одинокий и дикий, выборматывая свои думы. 
      (21) Совсем нет! (22)  Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей "быстротекущей жизни". 
      (23)  Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить "в себя". (24) Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли. 
К. Паустовский.  Золотая роза.

Дополнительные вопросы:  
              Как рождается замысел?
              Какое свойство молнии позволило
              К. Паустовскому сравнить ее с замыслом?

   
Выполнить задание!

                            Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
 «Что такое творчество?»

    Творчество – это  отображение действительности в художественных образах.  
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Докажу свои слова конкретными примерами.

          Так,  _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          В жизни _________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          Таким образом, только произведения настоящего искусства могут _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Количество слов_______________)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 4

 Четвертое измерение

  (1)Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. (2)Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. (3)Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас — товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
 (4)Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, — будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! (5)Жизнь — это не одномоментность существования.
 (6)Будем знать историю — историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. (7) Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
 (8)Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
 (9)Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. (10) Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. (11)Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.
Д. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
Выполнить задание!

                           Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
«Что такое смысл жизни?»

       Смысл жизни – это _____________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Свои слова я могу подтвердить конкретными примерами.
          Обратимся к тексту__________________________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
     Например, читая________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Таким образом, смысл жизни  каждого человека - это    _____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 5

Воробей

       (1)Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня.
       (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
       (4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
       (6)Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
       (7)Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
       (8)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (10) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
       (11)Мой Трезор остановился, попятился... (12)Видно, и он признал эту силу.
       (13)Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
       (14)Да; не смейтесь. (15)Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
       (16)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (17)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.                          И. Тургенев
  
Дополнительная информация

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок. Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем». Птица трепещет от ужаса, но не может«усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище».
Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с«жалким писком», наступать на обидчика своего детеныша.
Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал).
Маленькая сценка, описанная автором столь лирично и эмоционально, показывает огромную силу истинной любви, которая движет всем живым и понятна всему живому. Любовь сильнее страха смерти.
С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь». Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

   Выполнить задание!

Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе 
«Что такое любовь?»
  ___________________________________________________________________________________________________________________________. ________________________________________________________________?    Обратимся к тексту __________________________________________.
   Во-первых, _______________________________________________________________________________________________________ (предложение ________).  _________ __________________________________________
__________________________________________________________________.
   Во-вторых, я хочу рассказать пример из своей жизни ________________
__________________________________________________________________       ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
  Таким образом, такие примеры ___________________ убеждают нас в том, что __________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.
(Количество слов: __________слова)
  Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 6
Отец, сын и осел
 притча

(1)Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. (2)Отец сидел верхом на осле, а сын вёл его за уздечку.
(3)— Бедный мальчик, — сказал прохожий, — его маленькие ножки едва поспевают за ослом. (4)Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
(5)Отец принял его слова близко к сердцу. (6)Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
(7)Очень скоро повстречался им другой человек. (8)Громким голосом он сказал:
(9)— Как не стыдно! (10) Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.
(11)Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
(12)— Люди добрые, видали вы где-либо подобное? — заголосила женщина. (13)— Так мучить животное! (14)У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
(15)Не говоря ни слова, отец и сын, посрамлённые, слезли с осла. (16)Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
(17)— Чего это ваш осёл ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везёт кого-нибудь из вас на себе?
(18)Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
(19)— Что бы мы ни делали, — сказал он, — обязательно найдётся кто-то, кто с нами будет не согласен. (20)Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
 
 Выполнить задание

Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе 
«Что такое выбор?»

 Выбор  - это__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.   Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту ______________________________________. Главный герой - __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
       Размышления  героя _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          Этим качеством  обладает и ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

               Итак,  ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 
                                                   (Количество слов: __________слова)

Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 7

 Честь истинная и ложная

 (1)  Я не люблю определений и часто не готов к ним. (2)  Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.
(3)  Между совестью и честью есть одно существенное различие. (4)  Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. (5)  Совесть «грызёт». (6)  Совесть не бывает ложной. (7)  Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). (8)  Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. (9)  Я имею в виду то, что называется «честью мундира». (10)  У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явления, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. (11)   Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. (12)   И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
(13)  «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. (14)  Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
(15)  Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. (16)  Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

   Выполнить задание!

Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе 
«Что такое истинная честь?»

     Истинная честь  - это___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.   Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту ______________________________________.   
        Автор говорит нам о том, что ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
        Эти размышления   ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

         Таким   качеством  обладает и ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

               Итак,  ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
                                                                  (Количество слов: __________слова)
Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


      Исходный текст № 8

Предложение

(1)Валентин Петрович Передеркин, молодой человек приятной наружности, одел фрачную пару и лакированные ботинки с острыми, колючими носками, вооружился шапокляком и, едва сдерживая волнение, поехал к княжне Вере Запискиной.
(2)Ах, как жаль, что вы не знаете княжны Веры! (3)Это милое,  восхитительное создание с кроткими глазами небесно-голубого цвета и с шёлковыми волнистыми кудрями. (4)Волны морские разбиваются об утес, но о волны ее кудрей, наоборот, разобьётся и разлетится в прах любой камень... (5) Нужно быть  бесчувственным балбесом, чтобы  устоять  против ее  улыбки, против неги, которою так и дышит её миниатюрный, словно выточенный бюстик. (6)Ах,  какою надо быть деревянною скотиной,  чтобы  не чувствовать себя на верху блаженства, когда она говорит, смеётся, показывает свои  ослепительно белые зубки!
(7)Передеркина приняли...
(8)Он сел напротив княжны и, изнемогая от волнения, начал:
(9)- Княжна, можете ли выслушать меня?
(10)- О да!
(11) -Княжна... простите, я не знаю, с чего начать... Для вас это так неожиданно... Экспромтно... Вы рассердитесь...
(12)Пока он полез в карман и доставал оттуда платок, чтобы отереть пот, княжна мило улыбалась и вопросительно глядела на него.
(13)— Княжна! — продолжал он. — С тех пор, как я увидел вас, в мою душу... запало непреодолимое желание... Это желание не дает мне покоя ни днем, ни ночью, и... и если оно не осуществится, я... я буду несчастлив.
(14)Княжна задумчиво опустила глаза. (15)Передеркин помолчал и продолжал:
(16)— Вы, конечно, удивитесь... вы выше всего земного, но... для меня вы самая подходящая...
(17)Наступило молчание.
(18)— Тем более, — вздохнул Передеркин, — что мое имение граничит с вашим... я богат...
(19)— Но... в чем дело? — тихо спросила княжна.
(20)— В чем дело? Княжна! — заговорил горячо Передеркин, поднимаясь. — Умоляю вас, не откажите... Не расстройте вашим отказом моих планов. Дорогая моя, позвольте сделать вам предложение!
(21)Валентин Петрович быстро сел, нагнулся к княжне и зашептал:
(22) - Предложение в высшей степени выгодное!.. Мы в один год продадим миллион пудов сала! Давайте построим в наших смежных имениях салотопенный завод на паях!
(23)Княжна подумала и сказала:
(24)— С удовольствием...                                                                   А.П. Чехов

   Выполнить задание!

Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
«Что такое счастье?»

Счастье  - это__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.   Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту ______________________________________. Главный герой - __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
       Размышления  героя _______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          Этим качеством  обладает и ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

               Итак,  ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 
                                                                     (Количество слов: __________слова)
Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 9
Зарницы. Зарницы. Зарницы.

(1)Земля слушает их. (2)Хлеба слушают их. (3)И то, что нам кажется немотою, для них, может быть, самая сладкая музыка, великий гимн о немыслимо огромном походе хлебов к человеку -- от единого колоска, воспрянувшего на груди еще молодой матери-земли, зажавшей внутри огонь -- к этому возделанному человеческими руками полю.
(4)Музыка есть в каждой минуте жизни, и у всего живого есть свои сокровенные тайны, и они принадлежат только той жизни, которой определены природой. (5)И потому, может быть, в те часы, когда по небу ходят сполохи, перестают охотиться звери друг за другом, лосиха и лосёнок замирают с недожёванным листом на губах, замолкают птицы, а человек крещёный осеняет себя, землю, небо трепетным троеперстьем, и некрещеный тоже благоговейно, как я сейчас, останавливается середь поля, охваченный тревожным томлением.
(6)Сколько же стою я среди хлебов? (7)Час, два, вечность? (8)Недвижно все и смиренно вокруг меня. (9)Ночь без конца и края, такая же ночь, какая властвовала в ту пору, когда ни меня, ни этих колосьев, никого еще не было на Земле, да и сама Земля клокотала в огне, содрогалась от громов, усмиряя себя во имя будущей жизни.
(10)И быть может, не зарницы эти, а неостывшие голоса тех времен, пластая в клочья темноту, рвутся к нам? (11)Может быть, пробиваются они сквозь толщу веков с молчаливым уже, но все еще ярким приветом, только с виду грозным, а на самом деле животворным, потому что из когда-то дикого пламени в муках и корчах родилось все: пылинка малая и дерево, звери и птицы, цветы и люди, рыбы и мошки...
(12)Я склоняюсь к древнему полю, вдыхающему пламя безмолвных зарниц. (13)Мне чудится, что я слышу, как шепчутся с землею колосья. (14) И, кажется, я даже слышу, как зреют они. (15) А небо, тревожась и мучаясь, бредит миром и хлебом.
В.П. Астафьев. «Затеси»
   Выполнить задание!

Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
  «Что такое красота?»

     Красота  - это__________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________.   Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту ______________________________________. Автор текста __________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
       Размышления  автора ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

          Каждый по-своему замечает красоту природы. ____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

               Итак,  ____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 
                                                   (Количество слов: __________слова)
        
Чистовик
   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исходный текст № 10

(1) Прошло несколько недель, и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною, но даже и приятною. (2)В доме коменданта был я принят как родной. (3)Муж и жена были люди самые почтенные. (4)Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. (5)Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. (6)Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. (7)Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. (8)Мы познакомились. (9)Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. (10)Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился.
(11)Я был произведен в офицеры. (12) Служба меня не отягощала. (13)В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов. (14)Комендант по собственной охоте учил иногда своих солдат; но еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая, которая левая, хотя многие из них, дабы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста.(15) У Швабрина было несколько французских книг. (16)Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (17) По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов. (18)Обедал почти всегда у коменданта, где обыкновенно проводил остаток дня и куда вечерком иногда являлся отец Герасим с женою Акулиной Памфиловной, первою вестовщицею во всем околотке. (19)С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. (20)Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. (21)Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал.
 А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»

Выполнить задание!

                        Объяснить смысл понятия, заключенного в вопросе
  «Что такое жизненные ценности?»
         
           Размышляя о _________________ жизни, герой__________________ _____________________ __________________________________________. _______________________________________________________________. Это и есть, по мнению ____________,  _________________________ ________________________________________________________________.

  _______________________________________________________ также понимает, что ____________________________________________________ ________________________________________. Именно поэтому он рассматривает___________________________________________________ _____________________________________. Докажу это примерами из текста.

   Во-первых, _____________ _______________________ _________ ____ ________________________________________________________________________________________________________________(предложения  __). _________________________________________________________________________________________________________________________________

    Во-вторых, _____________________________ _________ __________ ________________________________________________________________________________ (предложения _____)._______________________________
_________________________________________________________________    ___________________________________________________________________________________________________________________________________.
      Таким образом__________________________________________________.  И хочется надеяться, что ____________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________.  
  (Количество слов: __________слова)

Чистовик

   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  Подготовка к ЕГЭ                      Подготовка к ОГЭ  
 Данные учебные пособия помогут учащимся общеобразовательных школ подготовиться к   экзамену  по русскому языку. В них содержатся справочные и практические материалы по 


                                            Разбор задания

Комментариев нет:

Отправить комментарий